Лицензирование деятельности по оказанию услуг подвижной спутниковой связи

Об оказании  услуг подвижной спутниковой связи на территории Российской Федерации

В настоящее время участились случаи, когда зарубежные компании предлагают оказывать услуги подвижной спутниковой связи российским юридическим и физическим лицам на территории Российской Федерации.

Данная статья поможет разобраться, почему предоставление услуг подвижной спутниковой связи зарубежной компанией (нерезидентом) будет являться нарушением российского законодательства в области связи, а также с какими рисками российские пользователи таких услуг могут столкнуться.

 Основные требования российского законодательства при оказании услуг подвижной спутниковой связи  

В Российской Федерации деятельность по оказанию услуг связи является лицензированной (п. 36 ст. 12 ФЗ от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").

Детальные принципы лицензирования в области связи изложены в гл. 6 ФЗ от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи».

Закон «О связи» фактически установил индивидуальную форму лицензирования деятельности в области связи. Это означает, что для осуществления деятельности по возмездному оказанию услуг связи необходимо получить индивидуальную, персонифицированную лицензию на оказание конкретного наименования услуги связи.

Правительством Российской Федерации определено 20 наименований лицензируемых видов услуг связи (см. постановлению Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2005 г. № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий»). Одним из наименований лицензированных видов услуг связи является услуга подвижной спутниковой радиосвязи.

Получить лицензию на услуги связи может только российское юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Таким образом, право на оказание услуг подвижной спутниковой связи может быть предоставлено только российскому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, имеющему действующую лицензию на оказание услуг подвижной спутниковой радиосвязи.

Наличие лицензии на услуги подвижной спутниковой радиосвязи является лишь минимальным, но не достаточным условием для фактического оказания услуг. Так же необходимо выполнить целый ряд лицензионных условий, указанных в тексте лицензии.

Большинство сетей подвижной спутниковой связи, действующих в настоящее время в России, являются зарубежными. Правила использования таких спутниковых сетей утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. № 1194.

Перечислим ряд наиболее существенные требования, которые непосредственно касаются иностранных сетей подвижной спутниковой связи:

1. Использование иностранной системы подвижной персональной спутниковой связи осуществляется на основании решения Государственной комиссии по радиочастотам о выделении полос радиочастот при условии предоставления российским оператором связи признанных на международном уровне гарантий в форме соглашения, заключенного российским оператором связи с компанией - владельцем такой системы по согласованию с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой охраны Российской Федерации, о том, что такая система спутниковой связи не носит разведывательного характера и не может нанести ущерб интересам личности, обществу и Российской Федерации.

2. Российский оператор связи, использующий иностранную спутниковую систему, формирует российский сегмент такой системы и обеспечивает управление этим сегментом с территории Российской Федерации.

3. Российский оператор связи, использующий иностранную систему подвижной персональной спутниковой связи, формирует российский сегмент указанной системы в составе станции сопряжения, предназначенной для обеспечения фидерной линии подвижной спутниковой службы и обеспечения связи с сетями связи общего пользования, и абонентских станций (терминалов). Весь трафик, формирующийся абонентскими станциями (терминалами) на территории Российской Федерации, должен проходить через станцию сопряжения российского оператора связи, находящуюся на территории Российской Федерации.

4. Во время стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, уполномоченным государственным органам предоставляется приоритетное право использования российских сегментов иностранных спутниковых систем на территории Российской Федерации, а также право на приостановление функционирования таких сегментов на территории Российской Федерации.

5. Сведения об абонентских станциях (терминалах), не требующих регистрации и работающих в российском сегменте иностранных систем подвижной персональной спутниковой связи, и персональные данные их владельцев - абонентов подлежат учету российскими операторами связи, оказывающими услуги связи с использованием таких радиоэлектронных средств. Контроль за использованием на территории Российской Федерации абонентских станций (терминалов) иностранных систем подвижной персональной спутниковой связи осуществляется российскими операторами связи российских сегментов иностранных спутниковых систем.

6. В российских спутниковых сетях связи, в которых используются иностранные космические станции (космические аппараты), не допускается использование средств криптографической защиты, не имеющих соответствующей лицензии Федеральной службы безопасности Российской Федерации, полученной в установленном порядке.

7. Деятельность по использованию иностранных спутниковых систем должна осуществляться с учетом требований законодательства Российской Федерации по обеспечению информационной безопасности и оперативно-розыскных мероприятий.

Следует отметить, что требования российского законодательства в части использования иностранных систем подвижной спутниковой связи значительно отличается от законодательств большинства зарубежных стран. В табл. 1 приведен сравнительный анализ требований национального законодательства и мировой практики применения систем подвижной спутниковой связи.

 Табл. 1

Сравнение требований национального законодательства и мировой практики применения систем подвижной спутниковой связи 

Требования Российское законодательство Мировая  практика
1. Создание национального сегмента управления сетью ГПСС, реализация СОРМ Да Только в крупных государствах (США, Китай и т.д.)
2. Создание национальных операторов связи Да Нет
3. Лицензирование Индивидуальное лицензирование Общее, либо не лицензируется

  Анализ табл. 1 показывает, что в большинстве стран мира регулирование оказания услуг подвижной спутниковой связи либо отсутствует, либо сведено до минимума. Поэтом владельцы региональных и глобальных сетей подвижной спутниковой связи продажу своих услуг связи осуществляю через региональных сервис-провайдеров и реселлеров, деятельность которых в части порядка оказания услуг никак не регулируется государством.

Значительные отличия российского и зарубежного законодательства в части порядка оказания услуг подвижной спутниковой связи становятся причиной участившихся попыток зарубежных компаний без посредников осуществлять свою деятельность на территории России.   

 Обзор легальных схем оказания услуг подвижной спутниковой связи в России 

В настоящее время в России легализована возможность использования трех глобальных сетей подвижной спутниковой связи: Inmarsat, Iridium, GlobalStar и одной региональной спутниковой сети – Thuraya.

Табл. 2

Сведения о зарубежных системах подвижной спутниковой связи, легализованных в России 

Наименование 

сети

Российский оператор подвижной спутниковой радиосвязи – владелец российского сегмента Количество станций сопряжения в России Дата начала оказания услуг
Inmarsat
(3-е поколение)
ФГУП "Морсвязьспутник" 2 1991 г.
Inmarsat
(4-е поколение)
ФГУП "Морсвязьспутник" 1 2011 г.
Iridium ООО «Иридиум Коммьюникешенс» 1 2012 г.
GlobalStar ООО «ГлобалТел» 3 2001 г.
Thuraya ООО «Джи Ти Эн Ти» 1 2012 г.

  Правила оказания услуг подвижной спутниковой связи установлены Правительством Российской Федерации (постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 г. № 328).  

 В зарубежных системах подвижной спутниковой связи, используемых в России, сформировались как минимум три схемы оказания услуг подвижной спутниковой связи:

1.  Операторская схема – непосредственное оказание услуг подвижной спутниковой связи осуществляется российским оператором – владельцем российского сегмента сети.  

 

 

Рис. 1  

В таком варианте оказания услуг абонентский договор подписывается российским оператором – владельцем российского сегмента непосредственно.    

2.  Агентская схема – оказание услуг подвижной спутниковой связи осуществляется через сеть региональных агентов, осуществляющих свою деятельность от лица российского оператора – владельца российского сегмента сети.

 

Рис. 2

В данной схеме российский оператор – владелец российского сегмента по доверенности поручает Агенту подписание абонентского договора. Однако, агент обязан работать по единым тарифам на услуги связи, установленным российским оператором.

3.  Межоператорская схема – оказание услуг подвижной спутниковой связи осуществляется компаниями, которые имеют действующую лицензию на оказание услуг подвижной спутниковой связи и межоператорский договор с российским оператором – владельцем российского сегмента.  

 

Рис. 3

В межоператорской схеме в обязательном порядке необходимо предусмотреть техническую возможность использования инфраструктуры российского сегмента, что бы соответствовать требованиям российского законодательства. При этом у агента-оператора появляется право не только самостоятельно заключать абонентские договора, но и формировать собственную тарифную политику на услуги спутниковой связи.    

  Риски и негативные последствия нелегальной закупки услуг подвижной спутниковой связи в России

Если российское юридическое или физическое лицо все же закупает услуги подвижной спутниковой связи у зарубежной компании (нерезидента), то возможны следующие риски и негативные последствия:

- вы принимаете участие в нелегальных операциях по закупке услуг связи

- для государственных и муниципальных заказчиков закупка услуг подвижной спутниковой связи у зарубежного поставщика приведет к грубому нарушению Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

- для заказчиков, подпадающих под действие ФЗ от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" закупка услуг подвижной спутниковой связи у зарубежного поставщика приведет к грубому нарушению указанного федерального закона

- к вам могут быть предъявлены законные претензии органов безопасности, в связи с тем, что вы используете средства связи, по которым не реализованы организационно-технические мероприятия по обеспечению информационной безопасности и оперативно-розыскных мероприятий

- закупки услуг связи зачастую поденяют покупкой товара, что создаст, в последствии, налоговые риски

- валютные операции, связанные с расчетами за услуги связи  в любой момент оказание услуг связи может быть приостановлено или вообще прекращено в связи с действиями, предпринятыми федеральными органами надзора в сфере связи

- нет механизма ответственности поставщика за качество оказываемых услуг

- если вы физическое лицо, то вы рискуете оставить не защищенными свои персональные данные

 

 

 

Купить в один клик