- Главная \
- ЛЕГАЛИЗАЦИЯ \ ГОС. ЗАКАЗЧИКАМ
Государственным и муниципальным заказчикам
- 1. Рекомендации по установлению требований к участникам закупок оборудования Иридиум (спутниковые телефоны, SBD-модемы, спутниковые терминалы).
-
При подготовке конкурсной документации на закупку оборудования мы рекомендовали бы учесть ряд специфических требований, которые характерны для абонентского оборудования систем подвижной спутниковой связи. Они касаются трех областей регулирования:
- подтверждение соответствия абонентского оборудования спутниковой связи;
- порядок ввоза абонентского оборудования, как радиоэлектронного средства;
- порядок ввоза абонентского оборудования, содержащего шифровальные средства.
Процедура подтверждения соответствия предусмотрена статьей 41 Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» для обеспечения целостности, устойчивости функционирования и безопасности единой сети электросвязи Российской Федерации. Применительно к абонентскому оборудованию спутниковой связи процедура подтверждения соответствия осуществляется посредством принятия соответствующей декларации о соответствии. Такая декларация регистрируется Федеральным агентством связи.
Порядок и правила перемещения радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения через таможенную границу Российской Федерации устанавливаются в соответствии с законодательством Таможенного союза, законодательством Российской Федерации внешнеторговой деятельности, а также решениями Государственной комиссии по радиочастотам. В соответствии с указанными нормативно-правовыми документами абонентские станции подвижных спутниковых систем отнесены к товарам, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами. Регулирование импорта радиоэлектронных средств осуществляется путем лицензирования. В России разовые лицензии на ввоз по импорту радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств выдаются Минпромторгом России. В зависимости от того, содержится ли в абонентской станции подвижной спутниковой систем связи шифровальные (криптографические) устройства, лицензия Минпромторга России будет иметь различный префикс в нумерации (согласно Приказу Министерства промышленности и торговли РФ от 30 декабря 2009 г. № 1212):
161 - РЭС и ВЧУ без функции шифрования;
162 - РЭС и ВЧУ с функцией шифрования.
Непосредственно факт перемещения через таможенную границу конкретной партии абонентских станций подвижных спутниковых систем с указанием IMEI-кодов (международных идентификационных номеров) фиксируется таможенной декларацией на товар, выдаваемой соответствующим таможенным постом. В большинстве случаев абонентские станции подвижных спутниковых систем содержат шифровальные (криптографические) устройства.
Порядок и правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации шифровальных устройств устанавливаются в соответствии с законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации в области оперативно-розыскной деятельности. Согласно указанным документам ввоз и вывоз абонентских станции подвижных спутниковых систем, содержащих шифровальные (криптографические) устройства, возможен по упрощенной уведомительной процедуре, называемой нотификация. Информация о нотифицированных технических средствах регистрируется в Центре по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны Федеральной службы безопасности. Нотификация ФСБ позволяет перемещать шифровальные средства через таможенную границу таможенного союза любыми лицами в любых количествах без повторных обращений заявителей и таможенных органов в согласующие органы государств – участников таможенного союза.
Таким образом, если организатор тендера хочет быть уверенным, что победитель не поставит ему контрабандный товар, неизвестного происхождения, а также что технические характеристики поставляемого абонентского оборудования соответствуют требованиям законодательства в области связи, мы рекомендовали бы установить следующие дополнительные требования:
1. Для поставляемого оборудования предоставить копии декларации соответствия и нотификацию, зарегистрированных соответственно в Федеральном агентстве связи и в Федеральной службе безопасности.
2. Участник тендера должен предоставить копию лицензии Минпромторга России, оформленную на свое имя. При этом, если поставляемое оборудование будет содержать шифровальные (криптографические) средства, важно проверить, что бы префикс номера этой лицензии соответствовал цифре 162.
3. На этапе поставки оборудования необходимо предоставить Грузовую таможенную Декларацию с обязательным указанием IMEI-кодов (международных идентификационных номеров) на каждый экземпляр оборудования.
- 2. Рекомендации по установлению требований к участникам закупок услуг международной спутниковой связи Иридиум, Инмарсат, Турайя или ГлобалСтар (активация и пополнение СИМ-карт).
-
Принципиальным отличием закупки оборудования от закупки услуг связи является то, что деятельность по оказанию отдельных видов услуг связи по закону может осуществляться только на основании лицензии (ст. 29 Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»).
Если речь идет об услугах, оказываемых на базе систем спутниковой связи Иридиум, Инмарсат, Турайя или ГлобалСтар, то согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2005 г. № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий», базовой будет лицензия на оказание услуг подвижной спутниковой радиосвязи. Никакой иной лицензией она подмениться не может.
Не менее важным документом в составе конкурсной документации является проект Государственного Договора. Самой распространенной ошибкой организаторов тендеров сегодня является замена в предмете такого договора закупки услуги подвижной спутниковой радиосвязи на поставку товара (ваучеров, средств активации, СИМ - карт на определенное количество минут в составе спутниковых телефонов и т.д.). Именно такой схемой пользуются недобросовестные поставщики услуг связи, которые зачастую даже не понимают, что они занимаются незаконной предпринимательской деятельностью, да еще за финансовые средства из федерального бюджета. Такая деятельность уголовно наказуема.
В основе любого Государственного контракта на оказание услуг связи, в том числе оказание услуг подвижной спутниковой радиосвязи, мы рекомендуем использовать абонентские договора лицензированных операторов связи. Как правило, они размещаются на сайтах этих компаний. Шаблоны таких абонентских договоров для системы Иридиум, Инмарсат и Турайя прилагаются.
Подводя итоги темы гос. закупок услуг подвижной спутниковой радиосвязи, сформулируем несколько коротких рекомендаций:
1. Не смешивайте в одном Государственном контракте поставку оборудования и оказание услуг связи.
2. Основным требованием для участников тендеров (аукционов, котировок) на оказание услуг связи в сетях Иридиум, Инмарсат, Глобалстар или Турайя должно быть наличие оформленной на участника лицензии подвижной спутниковой радиосвязи.
3. Не используйте в предметах Государственных Договоров формулировки, связанные с поставкой товаров (ваучеров, СИМ-карт с заданным количеством минут, средств активации и т.д.). Вы обязательно окажетесь в зоне риска нецелевого расходования финансовых средств из федерального или муниципального бюджетов. Предметом Государственного Договора должно быть оказание услуг подвижной спутниковой радиосвязи. 4. Используйте в качестве основы для своих Государственных контрактов абонентские договора лицензированных операторов связи.
- 3. Рекомендации по форме государственного контракта (абонентского договора) на оказание услуг международной спутнкивой связи Иридиум.
-
Как правило, гос. заказчики крайне неохотно отступают от своих стандартных форм государственных контрактов. В ряде случаев это может привести к срыву тендера.
В связи с этим, мы настоятельно рекомендуем при подготовке проекта государственного контракта брать за основу прилагаемые формы абонентского договора (PrePaid и PostPaid). Обращаем Ваше внимание, что договора для системы предоплаты и постоплаты отличаются.
Эти формы договора максимально адаптирована к государственным контрактам, а также учитывают все специфические особенности оказания услуг спутниковой связи Иридиум.