СТАТЬИ

« Назад

О внедрении в России бизнес-модели виртуальных сетей подвижной спутниковой связи  08.04.2013 23:45

Введение

Год 2012 стал для российского рынка подвижной спутниковой связи переломным. Все четыре мировых игрока этого рынка, а именно системы Inmarsat, Iridium, GlobalStar и Thuraya, прошли необходимые процедуры, предусмотренные отечественным законодательством, и получили право оказывать услуги связи на всей территории Российской Федерации.

Что нужно сделать, что бы отечественные потенциальные пользователи почувствовали качественный скачек в уровне обслуживания и оказания услуг подвижной спутниковой связи? На сколько российское законодательство гармонизировано с международным в части использования глобальных подвижных спутниковых систем (далее – ГПСС)? Как усовершенствовать наше законодательство?

Поиску ответов на эти и многие другие вопросы посвящена настоящая статья.

Мировой опыт и бизнес-модели применения ГПСС

Современные системы подвижной спутниковой связи представляют собой сложный, дорогостоящий комплекс, включающий в себя космический и наземный сегмент. Космический сегмент таких систем строится на базе орбитальной группировки геостационарных или низкоорбитальных спутников и гарантирует услуги связи с заданным качеством по всей зоне обслуживания сети. Наземный сегмент, в общем случае, включает центры управления орбитальной группировкой, станции сопряжения, обеспечивающие соединение абонентских терминалов через космический сегмент с сетями общего пользования и центры управления сетью, предназначенные для контроля и управления ресурсами спутников и станций сопряжения. Кроме того, неотъемлемой частью этих систем является уникальный, скоординированный со всеми странами орбитально-частотный ресурс.

Ограниченность этого ресурса, а также сложность построения дополнительных станций сопряжения ГПСС, привели к формированию специфичной бизнес-модели деятельности операторов подвижной спутниковой связи, отличной от модели операторов наземных сетей фиксированной и подвижной связи.

В настоящее время, деятельность  систем подвижной спутниковой связи Inmarsat, Iridium, GlobalStar и Thuraya, принадлежащих одноименным компаниям  Inmarsat plc, Iridium Communications Inc., Globalstar Inc. и Thuraya Telecommunications Co. строится на привлечении региональных сервис-провайдеров и реселлеров, которые предоставляют услуги подвижной спутниковой радиосвязи в различных регионах мира, используя радиочастотный и инфраструктурный ресурсы владельцев систем ГПСС.

В мировой практике, под реселлером принято понимать компанию, перепродающую товар либо услугу, то есть являющуюся «торговым посредником». Эти компании, продают «нечто», предварительно это купив.

Применительно к рынку подвижной спутниковой связи, реселлеры занимаются продажей услуг связи не обладая собственными элементами наземного сегмента сети ГПСС, которые принадлежат сервис-провайдерам сети.

Организация деятельности сервис-провайдера представляет собой сложную техническую и финансовую задачу и, в первую очередь, связана со строительством дополнительной станции сопряжения, которая должна быть интегрирована в наземный сегмент сети ГПСС. Кроме того, технические особенности реализации систем ГПСС, ограничивают максимальное число станций сопряжения сети.

В результате, в рамках данной бизнес-модели, компания-оператор обеспечивает функционирование ГПСС и гарантирует качественные показатели сети, реселлеры занимаются непосредственной продажей услуг ГПСС и сервисной поддержкой своих клиентов через сервис-провайдеров.

Сервис-провайдеры обеспечивают взаимодействие компании-оператора ГПСС с реселлерами (рисунок 1-а). Они имеют собственную наземную сетевую инфраструктуру ГПСС, в том числе, предоставляющую услуги биллинга и взаимодействия с региональными сетями общего пользования  и, фактически, занимаются оптовой продажей трафика. Вместе с тем, не исключается самостоятельное взаимодействие региональных сервис-провайдеров с конечными пользователями системы (рисунок 1-б).

diagramma-1

diagramma-2

Рис. 1 Типовые бизнес-модели регионального взаимодействия компаний-операторов ГПСС

Например, компания Inmarsat plc., осуществляет свою деятельность через сеть партнеров, работающих в более чем 80 странах мира. В настоящее время Inmarsat имеет 28 аккредитованных сервис-провайдеров (AND, Stratos, Vizada, Applied Satellite Technology, Globe Wireless LLC, SatCom Global, ФГУП «Морсвязьспутник» и т.д.) и около 140 реселлеров.

Компания Iridium Communications также осуществляет деятельность через общемировую сеть партеров, состоящую из сервис-провайдеров, реселлеров (VAR-value-added reseller) и их дилерских сетей.

Globalstar и Thuraya Telecommunications используют схожие партнерские схемы в своих бизнес-моделях.

Анализ моделей предоставления услуг связи операторами ГПСС показывает, что организация деятельности систем ГПСС условно подразделяется на две составляющие:

  • территориальная;
  • сервисная.

Под территориальной составляющей понимается регион присутствия конкретного сервис-провайдера ГПСС. Ряд из них имеет аккредитацию от владельца системы на предоставление услуг только в одном определенном регионе, тогда как существуют компании, которые предоставляют услуги подвижной спутниковой радиосвязи в целом ряде регионов.

Под сервисной составляющей понимается набор предоставляемых услуг (голос, данные, M2M, трекинг и т.д.), перечень которых также может определяться соглашением с владельцем системы ГПСС и сферой применения системы (авиация, морские суда, тяжелая индустрия, транспорт, логистика и т.д.).

На практике, сервисная составляющая деятельности систем ГПСС обеспечивается специализированными реселлерами ориентированными на предоставление услуг в отдельных сегментах рынка.

Данный подход к организации бизнес-моделей ГПСС предоставляет компаниям-операторам дополнительные возможности по продвижению специализированных услуг, привлекательных для абонента, а также позволяет оптимизировать затраты по выводу бренда компании и обеспечению сервисного обслуживания абонентов на региональных рынках.

Практическая деятельность компаний-операторов ГПСС имеет много общего с бизнес-моделью концепции мобильных виртуальных сетей (рисунок 2). Так при самостоятельном взаимодействии региональных сервис-провайдеров с конечными пользователями системы, сервис-провайдер также как и оператор виртуальной мобильной сети (далее - MVNO (Mobile Virtual Network Operator)) высокого уровня имеет собственную, хорошо развитую сетевую инфраструктуру может иметь собственную номерную емкость, занимается обслуживанием абонентов и берет на себя функции маркетинга и продаж.

diagramma-3

Рис. 2. Сравнение бизнес-моделей деятельности компаний-операторов
 ГПСС и MVNO

В случае работы с реселлерами сервис-провайдеры, фактически, выполняют функции, свойственные MVNE (Mobile Virtual Network Enabler), выступая посредником, обеспечивающим сетевую и бэк-офисную инфраструктуру между множеством реселлереров со сравнительно небольшой абонентской базой и компанией-оператором ГПСС. При этом реселлеры занимаются распространением услуг связи и могут самостоятельно обслуживать абонентов, закупая трафик у сервис-провайдеров по оптовой цене и реализуя его абонентам в рамках собственных тарифных планов, т.е. выполняют функции, свойственные MVNO начального и среднего уровня. Следует отметить, что в отличие от Российской Федерации, в подавляющем большинстве стран данный вид деятельности не требует специального лицензирования со стороны государства.

Таким образом, проведенный анализ показывает, что в настоящее время компании-операторы ГПСС используют бизнес-модель, основанную на использовании региональных сервис-провайдеров и реселлеров, по своей сути являющихся виртуальными операторами ГПСС рассматриваемых систем, а организация деятельности таких операторов в целом соответствует бизнес-модели MVNO.

Основные требования российского законодательства

Согласно ФЗ «О связи», обязательным условием для оказания услуг связи в пределах мировых информационно-телекоммуникационных сетей на территории Российской Федерации является:

  • создание российских сегментов мировых сетей связи, обеспечивающих взаимодействие с единой сетью связи Российской Федерации,
  • создание российских операторов связи, отвечающих требованиям, предъявляемым к ним настоящим Федеральным законом;
  • обеспечение экономической, общественной, оборонной, экологической, информационной и иных видов безопасности.

Рассматривая указанные требования в совокупности с требованиям иных подзаконных актов, можно конкретизировать, что создание российского сегмента ГПСС подразумевает размещение на территории Российской Федерации:

  • необходимого числа станций сопряжения (земных станций спутниковой связи), предоставляющих доступ к системе и обслуживание российских пользователей;
  • комплекса программно - технических средств, обеспечивающих сопряжение с единой сетью электросвязи Российской Федерации, контроль и управление российским сегментом
  • комплекса программно - технических средств, обеспечивающих реализацию требований по обеспечению информационной безопасности и предоставления возможности соответствующим органам проведения оперативно - розыскных мероприятий на сетях электросвязи (далее – СОРМ).

Еще одним ключевым требованием российского законодательства является обязательное индивидуальное лицензирование деятельности по оказанию услуг подвижной спутниковой связи.

Отличие ключевых требований национального законодательства и мировой практики применения ГПСС (см. табл. 1), фактически исключает возможность перенесения отработанных мировой практикой бизнес-моделей оказания услуг подвижной спутниковой связи на российский телекоммуникационный рынок.

Табл. 1

Сравнение требований национального законодательства и мировой практики применения ГПСС

Требования Российское законодательство Мировая
практика
1. Создание национального сегмента управления сетью ГПСС, реализация СОРМ Да Только в крупных государствах (США, Китай и т.д.)
2. Создание национальных операторов связи Да Нет
3. Лицензирование Индивидуальное лицензирование Общее, либо не лицензируется

В сложившихся условиях единственным вариантом оказания услуг подвижной спутниковой связи в России остается агентская схема с одним национальным оператором.

Агентская бизнес-модель с одним оператором

Типовые варианты агентской бизнес-модели с одним национальным оператором, действующие на территории Российской Федерации, приведены на рис. 3.

diagramma-4

Рис. 3 Типовые варианты агентской бизнес-модели с одним национальным оператором

В первом варианте оказание услуг осуществляется через агентскую сеть. Согласно законодательству, агенты в отличие от реселлеров не имеют права формировать тарифы на перепродаваемые услуги. При этом, поскольку национальный оператор вынужден устанавливать единые тарифы на свои услуги для всех агентов, на российском телекоммуникационном рынке отсутствует основной механизм конкуренции, а именно формирование различной цены на услуги подвижной спутниковой связи.

Возможности по развитию конкуренции еще больше сужаются, если национальный оператор реализует второй вариант бизнес-модели, и начинает оказывать услуги связи непосредственно пользователям.

В табл. 2 приведены сведения о национальных операторах и агентских сетях, сформировавшихся в настоящее время в России по различным спутниковым сетям.

Табл. 2

Сведения о российском сегменте различных ГПСС

Наименование ГПСС Нац. оператор Размер агентской сети, шт Дата начала оказания услуг
Inmarsat ФГУП "Морсвязьспутник" ≈ 15 1991 г.
Iridium ООО «Иридиум Коммьюникешенс» 3-4 2012 г.
GlobalStar ООО «ГлобалТел» ≈ 20 2001 г.
Thuraya ООО «Джи Ти Эн Ти» ≈15 2012 г.

К сожалению, опыт реализации агентской бизнес-модели с одним национальным оператором связи показывает ее крайне низкую эффективность. На протяжении многих лет именно такая модель использовалась в сетях Inmarsat и GlobalStar. Темпы развития отечественного рынка услуг подвижной спутниковой связи в этих сетях сильно отстают от зарубежных. Причины, несомненно, связаны с существенными недостатками, характерными для принятой в практику агентской бизнес-модели с одним национальным оператором:

  1. Система имеет явно выраженный административно-командный характер и не способствует созданию конкурентной среды на рынке подвижной спутниковой связи. Наиболее привлекательных абонентов забирает на себя сам национальный оператор, а агентам приходится довольствоваться остатками рынка.
  2. Агенты не несут какой-либо ответственности за качество оказания услуг, а также  не разделяют рисков в случае отказа от оплаты услуг связи абонентом.
  3. У Агентов нет возможностей для формирования конкурентных преимуществ, поскольку агентская схема исключает основной механизм их создания - формирование тарифов.
  4. Действующая система не позволяет продвигать бренд Агентов на отечественном рынке подвижной спутниковой связи.

В последнее время владельцы систем ГПСС все чаще высказывает недовольство относительно отсутствия эффективной конкуренции в сегменте подвижной спутниковой связи российского телекоммуникационного рынка.

Иностранные сервис - провайдеры систем ГПСС все чаще предпринимают попытки нелегальным путем оказывать услуги подвижной спутниковой связи на территории России.  Наблюдается неизбежный рост доли «серого» рынка. По оценкам экспертов на территории России сегодня функционирует около 20 тыс. несанкционированных трубок Iridium и около 7 тыс. несанкционированных трубок Thuraya.

Пути либерализации отечественного рынка подвижной спутниковой связи

Обязательным условием «оздоровления» российского рынка подвижной спутниковой связи является усовершенствование законодательства в области связи. И одним из возможных путей является легализация в России бизнес-модели виртуальных сетей подвижной спутниковой связи.

Концепция внедрения бизнес-модели виртуальных сетей подвижной спутниковой связи разработана компанией Гейзер-Телеком по инициативе некоторых зарубежных компаний-владельцев ГПСС и соответствующих  национальных операторов ГПСС.

Типовая схема реализации бизнес-модели MVNO в рамках существующего российского сегмента ГПСС представлена на рисунке 4.

В соответствии с концепцией MVNO, деятельность операторов виртуальных сетей ГПСС также как и в операторов виртуальных сетей подвижной радиотелефонной связи осуществляется без выделения полос радиочастот.

diagramma-5

Рис.4 Бизнес-модели MVNO в рамках существующего российского сегмента ГПСС

По сути, операторы MVNO предоставляют своим абонентам услуги связи с использованием радиочастотного ресурса, выделенного  другим операторам. Именно операторы «владельцы» радиочастотного ресурса обязаны и имеют фактическую возможность выполнять в процессе оказания услуг, условия, установленные им при выделении полос радиочастот и назначении радиочастотных каналов.

Таким образом, организация деятельности операторов виртуальных сетей ГПСС должна осуществляться через российские операторские компании, обладающие правом на предоставление услуг связи соответствующих систем на территории Российской Федерации и владеющие российскими сегментами этих систем.

Учитывая, что оказание услуг подвижной спутниковой связи при использовании бизнес-модели виртуальных сетей подвижной спутниковой связи осуществляется без использования радиочастотного спектра и, если при этом не используется какой-либо ограниченный сетевой ресурс, решение о выдаче лицензии на предоставление услуг связи на основании Статьи 31 Федерального закона "О связи" может приниматься без проведения торгов (аукционов, конкурсов).

В целях выполнения обязательного условия о создания российского сегмента системы ГПСС, при развертывании MVNO начального и среднего уровней, не имеющих собственных центров коммутации, указанные лицензионные условия также могут быть выполнены в рамках соответствующих российских сегментов систем ГПСС.

Схема построения MVNO высокого уровня предполагает наличие собственного центра коммутации, соединенного с центром коммутации оператора российского сегмента системы ГПСС, а также, при необходимости, с узлом связи фиксированной зоновой телефонной связи, расположенным в субъекте РФ. В этом случае, единственным инфраструктурным объектом, который будет использован виртуальным оператором у национального оператора станет станция сопряжения российского сегмента.

Заключение

Концепция внедрения бизнес-модели виртуальных сетей подвижной спутниковой связи представлена на рассмотрение в Минкомсвязи России. Ожидается, что в ближайшие несколько месяцев она будет рассмотрена на научно-техническом совете Минкомсвязи России.

Легализация бизнес-модели виртуальных сетей подвижной спутниковой связи создаст условия для развития конкурентной среды на отечественном телекоммуникационном рынке.