Мобильная спутниковая связь и интернет будут расти на 5% в год

« Назад

25.06.2015

Мировой спутниковый рынок оценивается в 201 млрд. долл. При этом на долю спутниковых услуг приходится более 60% доходов рынка. Услуги подвижной спутниковой связи и интернет занимают в общей структуре 1,4% доходов рынка или 2,8 млрд долл. 

По оценкам International Telecommunications Union, более чем половина населения Земли не имеет доступа в Интернет, а компания Iridium считает, что только 10% поверхности планеты, включая моря и океаны, обеспечено беспроводной (мобильной) связью, которая основывается на наземной инфраструктуре. В этом смысле Россия, как крупнейшая по территории страна, - очень привлекательный рынок для спутниковых услуг, так как значительная часть ее территории мало населена и не охвачена мобильной связью.

Услуги спутниковой телефонной связи, а позднее и спутникового интернет для частных потребителей, существуют уже около 20 лет и за все это время они не смогли составить значимой конкуренции услугам на базе сотовой связи и мобильному интернет, оставаясь нишевыми предложениями для потребителей в отдаленных районах, работающих в специфических условиях, а также для обеспеченных потребителей. Спутниковая телефонная связь стала синонимом «богатства», так как стоимость минуты соединения стоила намного выше тарифа в сотовых сетях, сюда же следовало добавить необходимость покупки дорогого спутникового телефона и тарифный план как правило включал высокую абонентскую плату и активацию. Вместе с тем, развитие телекоммуникаций последних лет и феномен конвергенции технологий позволил разработчикам космических спутников, операторам спутниковой связи, а также инновационным технологическим компаниям и венчурным фондам взглянуть по-новому на рыночные возможности спутниковой связи и интернет и уже в настоящий момент предложить решения позволяющие в среднесрочной перспективе начать конкурировать на рынке сотовой связи и мобильного интернет.

В данном обзоре будут рассмотрены мировые тенденции формирования нового сегмента рынка телекоммуникаций – доступной широким слоям потребителей мобильной спутниковой связи и спутникового интернет, которые к 2020 году могут превратиться в огромный многомиллиардный международный рынок. В обзоре не рассматриваются другие технологии и рынки спутниковой связи. Например, стационарной спутниковой связи, рынки корпоративной и промышленной спутниковой связи (морские перевозки, нефте- и газодобыча и т.п.) и рынки спутниковых M2M услуг.

Понятие подвижной спутниковой связи и спутникового интернет в контексте общего рынка связи

 Современный рынок услуг связи для частных потребителей включает следующие субрынки:

  • Рынок проводной связи и ШПД интернет, Wi-Fi точки подключения;
  • Рынок сотовой связи и мобильного интернет (2G, 3G, LTE);
  • Рынок спутниковой связи и интернет (на базе спутниковых телефонов, стационарных спутниковых тарелок и оборудования).

 Новый сегмент рынка зарождается на базе конвергенции технологий всех трех рынков: рынка спутниковой связи, «последней мили» на базе Wi-Fi и рынка мобильной связи, так как для связи может почти любой современный смартфон.

Основной объем рынка как в производстве спутников, их запусках, так и в доходах от спутниковых услуг приходится на США, которые занимают 44% всего мирового рынка (109 млрд долл. в 2013 году). Далее идут рынки Азии (55 млрд долл.) и Западной Европы (35 млрд долл.). Компании из США построили 27% всех спутников в мире и получили до 70% всех доходов от их продажи. Более 65% всех заказов новых спутников направляются в США, 4% - в Россию. В общем количестве спутников, находящихся сейчас на орбите (1084 спутника), 41% составляют спутники США и 10% спутники России.

Источник